Эпоха Возрождения и Просвещения отличаются следующими характерными чертами:
- освобождением политической науки от теологии;
- развитием гуманистических начал в политических теориях;
- анализом проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.
Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 – 1527) первым занялся рассмотрением политики как особой сферы научного исследования. Основным его трудом является знаменитая книга “Государь”, в которой Макиавелли:
- дает самодержцам рекомендации относительно завоевания и удержания власти;
- сумел сформулировать идеологию централизованной монархической власти;
- полагает, что народ не имеет никакого значения в государстве;
- настаивал на том, что правителем определяются цели политики и, следовательно, сам правитель добивается данных целей, пользуясь любыми средствами;
- утверждал, что политика является аморальной.
К родоначальникам социалистической идеологии можно отнести Томаса Мора (1478 – 1535), который являлся английским гуманистом и писателем, Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский философ и поэт. Ними изображалось государство без частной собственности, а произведенные блага распределялись по потребности. Английскому мыслителю Томасу Гоббсу (1588 – 1679) удалось развить гражданскую трактовку политики, полагая, что монархия является самой лучшей формой власти. По его мнению, источником королевской власти выступал общественный договор, в котором содержались определенные ограничения власти монарха. Английский философ Джон Локк (1632 – 1704) - это основоположник либерализма. Ему впервые удалось четко разделить такие понятия, как личность, общество, государство, а также выделить законодательную и исполнительную власти. На рубеже XVII – XVIII веков в Европе появилось явление, которое называют Просвещением. Данным общекультурным движением в качестве идеала выдвигалось утверждение на земле “царства разума” через распространение знаний, и всестороннего воспитания личности и пр. В политической мысли это нашло отражение в виде концепции “просвещенного абсолютизма”.