На данный момент времени ответом на указанный в названии данной статьи вопрос является процесс внесения культурных особенностей одного социума по отношению к другому. При этом, конечно же, речь идёт о том, что такого рода действия, как правило, инициируются более развитым и сильным обществом в адрес менее продвинутого и соответственно более слабого.
Вариации на тему культурного империализма.
В данном случае, важно понимать, что подобные проявления могут носить весьма разный, диаметрально противоположный характер. То есть, они могут быть реализованы в форме самой настоящей экспансии, стало быть, агрессии, подавления, а могут иметь вид обучения чему-то передовому, а значит, являться неким вариантом оптимизации-модернизации отстающей в развитии социальной среды. Чтобы было понятно, о чём конкретно идёт речь, приведём пару наглядных примеров.
Первый тип социального воздействия можно сравнить с ситуацией, при которой вы, имея реально мощную власть, просто берёте и заставляете кого-то покупать у вас дорогие только вам нравящиеся шнурки, после чего, ещё и заставляете их завязывать именно так, как вам этого хочется. При том, что обрабатываемые вами, таким образом, люди вообще толком не понимают, зачем им всё это нужно. Ну, а во втором варианте развития событий имеется ввиду обучение несведущего населения такому удобному и полезному изобретению, как шнурки для обуви, демонстрация удобства ими пользования, ознакомившись с которой, народонаселение во многом само впоследствии решает, какими конкретно должны быть ими теперь востребованные изделия такого рода и почему. После чего, приступает к их производству и применению, приглашая обучивших его специалистов в качестве полноценных участников данного процесса на условиях взаимного уважения и взаимного развития.
Оптимизация культурного империализма.
В современной земной практике, наиболее часто встречается первый из двух вышеописанных примеров, который является весьма далёким от идеала. При этом, реально эффективным следует считать второй, так как он представляет собой процесс резонансного, взаимно разгоняемого и укрепляемого развития сразу нескольких социальных групп, по ходу раскручивания которого каждое общество помогает партнёрскому осмысленно становиться всё лучше и лучше, параллельно с этим получая от него точно такое же жизненно-важное содействие.
Важно понимать, что обучению в реально полноценном виде данного явления всегда присущ характер обоюдности. Заключающийся в том, что передавая ученикам свои знания, учитель, тем самым, провоцирует их на разнообразные научно-познавательные действия, которые помогают ему самому становиться всё более и более просвещённым. Проще говоря, обучающий всегда не только учит, но и обучается сам. Получая возможность, как для регулярного переосмысления имеющейся у него информации об окружающем мире, так и, вдобавок ко всему, еще и различные провокации или же сходу уже готовые вариации улучшения данной системы знаний. Кстати, это как раз тот самый закон бытия, та самая причина, которая ставит под сомнение вопрос правомерности взимания платы за какое бы то ни было образование.